АО Технопарк Слава
+7 (495) 478-78-00

Концентрация интеллектуального капитала

29 Июля 2013

В Москве поддержали малые инновационные компании.

Cразу две налоговых инициативы заявило правительство Москвы. Поддержка касается инновационных и модернизирующихся производств. Правительство города ожидает, что налоговые преференции обернутся более 1,3 миллиарда инвестиций. В инновационных компаниях помощь считают беспрецедентной и полагают, что городу выгодно опираться на инновационные отрасли.

Решением правительства Москвы четыре высокотехнологичных предприятия («Нанотехнологический центр композитов», «ТеКнол», «Научно-производственный центр неразрушающего контроля «Эхо+», «КроСистем») получили статус резидентов технополиса и технопарка. Компании занимаются инновационными продуктами: разработкой современных материалов и изделий, систем и приборов для аэронавигации, системами контроля состояния материалов, которые применяются в атомной, газовой, нефтяной и других отраслях. В Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства мэрии пояснили, что обретение статуса резидентов позволит предприятиям получить пониженную ставку налога на прибыль: он снизится максимально возможно - с 18 процентов до 13,5 процента - в части, зачисляемой в горбюджет. Столичные же власти ожидают, что преференции стимулируют приход в город более 1,3 миллиарда инвестиций.

В компаниях говорят, что поддержка малых инновационных предприятий, которую начала оказывать Москва, беспрецедентна.

- Это даже удивительно, что впервые с 1991 года появилась реальная поддержка хай-тека - компаний высоких технологий! - эмоционально отметил «ВМ» генеральный конструктор компании «ТеКнол» Олег Салычев. Он полагает, что помощь городского правительства заключается не только в налоговой поддержке, но и, в целом, в создании технопарков и технополисов, куда могут сегодня встроиться предприятия хай-тека. Это позволяет малым инновационным компаниям серьезно экономить, а значит - выживать. "Например, наше предприятие входит в технопарк «Слава», - пояснил генеральный конструктор. - Платим очень маленькую аренду – это чрезвычайно важно. Плюс имеем отличную инфраструктуру. Скажем, имеется прекрасный конференц-зал, где можно провести серьезное мероприятие с большим числом приглашенных. Плюс и в том, что нас окружают высокотехнологичные компании. Среда, где возможно общение, взаимодействие с коллегами по хай-теку, это тоже очень важно".

Раньше же, свидетельствует он, таких маленьких компаний для государства "как будто не существовало":

- Нам говорили: вы частная компания - занимайтесь своими проблемами сами... И вот в области навигационных систем, например, Россия отстала от ведущих компаний примерно на 15 лет!», - констатирует Олег Салычев. Между тем, убежден он, именно такие малые интеллектуальные и мобильные группы сегодня являются «сердцем хай-тек разработок»: большие конструкторские бюро (КБ) громоздки, имеют крупные коллективы и, в силу этого, малоповоротливы. "Государство, наконец-то, начало понимать, что поддерживать малые инновационные компании выгодно, - говорит Олег Салычев. - Это мобильные коллективы, 20-30 человек, которые разрабатывают продукт, а потом уже передают в КБ, где его сертифицируют, производят и так далее.А еще важный момент – на базе технопарков начинают концентрироваться интеллектуальные люди. Это в принципе очень важно для страны – собрать таких людей, создать им условия для научного творчества. Ведь, известно, что у нас существует провал по высоким технологиям, очень много времени упущено. Чтобы поднять их, нужны условия.

Генеральный директор Нанотехнологического центра композитов Михаил Столяров отметил, что именно активная позиция мэрии определила выбор территории проекта.

- С самого начала формирования концепции и утверждения бизнес-плана Нанотехнологического центра композитов мы вели консультации и переговоры с правительством города. Важным условием для выбора Москвы было получение этих льгот, - пояснил Михаил Столяров. Второй причиной выбора столицы площадкой проекта, отметил он, стала поддержка, которую мэрия оказывает в стимулировании внедрения высоких технологий и применения инновационных решений в городском хозяйстве: "Москва не только дает инновационным компаниям привлекательные условия для создания новых производств в городе, но и является крупным и динамичным потребителем высокотехнологичной продукции".

Впрочем, участники процесса отмечают, что выгоду получает и сама столица. И дело не только в инвестициях.

- Для таких больших городов как Москва, Торонто, создание высокотехнологичных компаний выгодно, - говорит Олег Салычев из "ТеКнола". - Ведь это не промышленность. Наше производство не создает экологических проблем. Плюс технологии для городского хозяйства.

Навигационные наработки «ТеКнола» уже используются в московском регионе: при ежегодной теплосъемке объектов, при тушении лесных пожаров в Подмосковье.

Напомним, недавно мэрия заявила о еще одном налоговом проекте: решением правительства Москвы и Мосгордумы преференции получила компания «Автофрамос» (дистрибьютор автомобилей Renault в России). Отметим: речь не просто о поддержке предприятия. Помощь содействует модернизации производства. Соглашение пилотное. На 5 лет компанию освободят от уплаты налога на имущество. Кроме того, с 18-ти до 13,5 процента уменьшат налог на прибыль, зачисляемый в горбюджет. По данным «ВМ», аналогичные проекты мэрия сейчас рассматривает и по другим отраслям. В частности, обсуждается сотрудничество с пищепромом.

ЭКСПЕРТЫ

Сергей Зеленов, эксперт по налогам московской городской организации «ОПОРА России»

Наличие технопарков, резиденты которых получают поддержку местных органов власти, трудно переоценить. Возможность получения грандов, налоговых льгот, помощь в «выходе» на потребителя, в том числе на госзаказы, - это жизненно необходимо инновационным продуктам, которые, обычно, весьма капиталоемки. Сейчас одним из наиболее острых вопросов, по моему мнению, является создание на базе технопарков полноценных производственных площадок, на которых резиденты могли бы создавать опытные образцы продукции, используя то дорогостоящее производственное оборудование, которое им для этого необходимо. Несомненно, и сам состав такого оборудования, и его приобретение и размещение технопарками - серьезная системная работа, которая, тем не менее, поможет выявить новые инновационные идеи в сфере реального производства.

Что касается льгот «Автоформосу», который планирует инвестировать в свою модернизацию, то стоит отметить диссонанс между законом и практикой. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ предполагает льготы компаниям, занимающимся модернизацией, но нет четкого механизма реализации этой возможности. То есть льгота допускается законом, а механизма, который позволял бы получить ее в общем порядке, нет. Поэтому хорошо, что правительство Москвы произвело такую поддержку де-факто. Но важно, чтобы преференции получало не одно конкретное предприятие, но и другие компании. Работа с реальным производством должна вестись по всем сферам. Хочется надеяться, то это "первая ласточка", а не "сила лобби".

Алексей Кичатов, генеральный директор Сity Express

Решение московских властей предоставить налоговые преференции высокотехнологичным производствам и «Автофрамосу» - правильное и логичное. Высокотехнологические производства в России развивать непросто, инвесторы, в том числе иностранные, пока неохотно идут в эту сферу, поэтому их необходимо стимулировать. Что касается «Автофрамоса», то это производство нуждается в новых импульсах для дальнейшего развития. Собственником предприятия, напомню, является компания «Рено». Сегодня, когда альянс «Рено-Ниссан» стал стратегическим инвестором «АвтоВаза», у него есть большие производственные площади в России. Для того, чтобы он не утратил интереса к московской промышленной площадке и развивал ее дальше, надо этот интерес стимулировать. Сделать это можно в первую очередь через налоговые льготы. Выпадающие в связи с этим доходы для бюджета города не критичны, зато в будущем могут помочь нарастить налоговую базу, если объемы производства будут расти.

Денис Зверик, начальник отдела маркетинга автофинансовой компании «Европлан»

"Автофрамос" вряд ли относится к инновационной сфере. В данном случае, цель поддержки, вероятно, в сохранении и стимулировании объемов производства. С конца 2012 наблюдается падение продаж легковых автомобилей, что влечет и снижение объемов производства. За первое полугодие 2013 падение составило около 6 процентов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В связи с насыщением рынка за прошедшие два года, больше других «просел» сегмент недорогих автомобилей до 500 тысяч рублей, которые как раз выпускает "Автофрамос". По всей видимости, чтобы предупредить возможное сокращение производства, мэрия рассматривает такие меры поддержки. Но на наш взгляд, пока падение рынка находится в разумных пределах, нет никаких кризисных предпосылок. При этом важнейшая задача бизнеса и власти на ближайшее время – остановить динамику падения, то есть перевести рецессию в стагнацию.

Константин Макаров, исполнительный директор ООО «Бинго-Бум»

- Правительство города создает комфортные условия для развития локальных компаний. Создание благоприятной среды для инвестиций в перспективе поможет получить больший объем налогов и увеличит инвестиционную привлекательность города. Компании, в свою очередь, за счет льгот смогут больше вкладывать в свое дело и развивать свой бизнес.

Николай Силин, директор Проектного офиса Центра инновационного развития Москвы

- Самое главное, что инновационные компании создают новый товар или услугу и совершенствуют качество уже существующего изделия. Каждое из предприятий привлекло инвестиции в город, создало новые рабочие места, платит налоги. Москва заинтересована в подобных компаниях и стремится поддержать их субсидиями, способствуя тем самым плавному переходу от сырьевой модели экономики к высокотехнологичной модели.

Источник: Вечерняя Москва



Все новости